Рекламный бизнес в Башкортостане.Ретро-взгляд в небесную даль…
Рекламный бизнес в Башкортостане начал свое развитие в начале 90-х годов.Это были времена, когда на предложения о сотрудничестве первые рекламные агентства получали один ответ – «мы в рекламе не нуждаемся». Помню, обидно было такое непонимание.Много позже поняла объективную причину.
«Реклама – двигатель торговли!». Это единственное, что вначале 90-х все знали о рекламе в Башкортостане, да и в России тоже.
На момент перехода от плановой экономики к рыночной наши отечественные производители не сразу ощутили на себе все прелести девиза “рынок вывезет все”. Они просто не знали, что такое свободный рынок и чем он отличается от планового хозяйства, которое не предполагало проявлять интерес к сбыту своей продукции. Они тогда еще даже не могли себе предположить,что вступают в новую эру взаимоотношений со своими потребителями. Экономические связи разрушались, глубоко интегрированное производство Советского Союза расползалось по швам…Сейчас, оглядываясь назад, уже зная теорию маркетинга и законы рынка, понимаешь, что обижаться было бессмысленно. Не было рекламной деятельности как таковой, а значит и целей не было.
Такие понятия как монополизм на рынке и дефицит не подразумевают в принципе использования методов продвижения товаров и услуг. Поэтому, не случайно, верхом рекламной мысли того времени были визитные карточки с тиснением золотом, которые можно было заказать только в Москве.
О том, как мы вертелись, как умудрялись находить и выполнять заказы, наверное, следует писать отдельно. Например, собравшись всем «старичкам и старушкам» рекламного бизнеса Башкортостана: «Эго-дизайн», Информреклама, «Кот-имидж»…Оглядываться назад иногда полезно.Например, для того, чтобы извлекать уроки
Прошло чуть более 25 лет с начала возникновения рекламного бизнеса в Башкортостане. Как далеко он «ушел» и, главное, куда?
Рекламный бизнес, как и любой другой, живет по концепции маркетинга. Как известно, продукт – «ядро» маркетинга, а значит и всей рекламной деятельности, вокруг которого крутятся остальные «Р». И место продажи, и цена и формы продвижения. На создание рекламного “продукта” оказывают влияние такие факторы, как бюджет рекламодателя и его взгляды на рекламную деятельность своего предприятия в целом. “Продуктовый портфель” рекламного рынка в Башкортостане – это, в определенной степени, отражение деловой информационной активности регионального рекламного бизнеса.
«Продуктовый портфель» рекламного бизнеса в Башкортостане был исследован на основании информации из открытого интернет источника – регионального информационного портала RB7.ru., который первым «откликнулся» на вопрос, как сделать рекламу в Башкортостане. А также на основе собственных исследований.
Для сравнения с текущим периодом были использованы результаты исследования, которые мы проводили вместе со студентами специализации “Рекламный бизнес” БАГСУ в 2006 году. В печатном каталоге за 2006 год были представлены сведения о 600 участниках рекламного рынка. 54,63% из них – газеты, журналы, телевидение и радио, а также издательства, которые в большинстве своем также можно отнести к группе средств по распространению рекламы. Соответственно, остальные 327 – это были самостоятельные от СМИ рекламные агентства.
Движение – это все, если цели назначает рынок.
©Генерозова Е.М.
Снижение предложений по полиграфии через 10 лет говорит об особенностях развития рекламного рынка в Башкортостане. По моим наблюдениям, да и не только, первыми, кто начал активно работать на рынке рекламы в Башкортостане, стали и старые, и новые типографии. К 2006 году сложилась целая плеяда частных полиграфических производств на базе нового оперативного оборудования (типа «ксерокс») и серьезных печатных станков для больших тиражей. Чтобы обеспечить загрузку оборудования, именно они преимущественно оказывали такие услуги как дизайн всей печатной рекламы – от этикеток до проспектов.
Одновременно с полиграфией появилась выставочная деятельность, позднее – наружная реклама. Пожалуй, не одно направление рекламного рынка в Башкортостане не подвергалось такому регулированию, как наружная реклама. Судя по диаграмме, к 2016 году этот рынок «устаканился».
Рынок предложений по интернет-рекламе тогда вроде большого роста не показал – вырос всего на 4%. Уверена, что если проанализировать последующие годы это будет бурный рост. Все больше будут появляться предприятия, которые не только нуждаются в интернет-рекламе, но и готовы за нее платить. Судя по тому, как эти агентства занимаются привлечением клиентов, они переживают стадию «активизации потребностей» потенциальных заказчиков.
Не удивительно, что рынок предложений по PR-менеджменту вырос почти в четыре раза! В республике появились первые выпускники специальности “связи с общественностью”, а рекламодатели начали признавать PR-технологию как элемент продвижения.
Рекламный бизнес в Башкортостане: рыночное пространство – не пустыня, а тот, кто в нем присутствует – не одинокий путник
©Генерозова Е.М.
Так в 2016 году выглядит “продуктовый портфель” рекламного рынка в Башкортостане.Конечно, отношение к цифре “4041 организаций” в рубрике «Реклама. Полиграфия в Уфе» пришлось скорректировать. Обзор показал, что одна и то же фирма размещает свои предложения одновременно в нескольких разделах, а то и во всех сразу. Вот поэтому цифра 4041, скорее отражает количество «продуктов» в общем продуктовом портфеле, чем число организаций.
Продукт под названием «рекламные услуги» бодро занял в 2016 году первое место – 49,39% предложений. Продукт «полиграфия» – 27%, а «рекламная продукция» – 24%.
Те, кто занимается рекламным бизнесом, увидят, что, хотя два раздела – “полиграфия” и “рекламная продукция”- почти поделили второе место, на самом деле, объединенные одним признаком «производство» – они лидеры по сравнению с рекламными услугами. И полиграфия, и рекламная продукция напрямую связаны с производством. Производством вполне материального рекламного «продукта».Услуги – это продукт “нематериальный”.
Рекламный бизнес в Башкортостане: судя по диаграмме, сегодня нет проблем с производственной базой для самых смелых фантазий и не надо ехать за тридевять земель в поисках рекламных технологий и производства.
©Генерозова Е.М.
Можно, конечно, сделать скидку на то, что именно рекламные агентства считают рекламными услугами, а что рекламной продукцией.Возможно, рекламный рынок в Башкортостане можно изучить и по этому параметру. Но в целом современная тенденция видна.
Рекламный рынок в Башкортостане почти поровну поделили между собой предложения по производству рекламного «продукта» и предложения рекламных услуг. Это свидетельство того, что “производственная эра” маркетинга в рекламном бизнесе заканчивается.
Десять лет назад мои студенты специализации «Рекламный бизнес» в БАГСУ проводили мониторинг деятельности 54 рекламных агентств, публично позиционирующих свою деятельность.По результатам анализа, наибольшую долю составили тогда рекламные агентства, занимающиеся размещением рекламы в СМИ – 37%. Почти в два раза меньше рекламных агентств занимались проведением комплексных рекламных компаний, предоставлением полного спектра рекламных услуг, разработкой и проведением рекламных компаний – 14,8%.
Рекламных агентств полного цикла десять лет назад было 7,5%, почти столько же – 7,4% – агентств, занимающихся разработкой фирменного стиля и дизайна. Меньше всего было агентств, занимающихся брендингом, маркетингом и консалтингом – 3,7%.
10 лет назад на рекламном рынке в Башкортостане 37% агентств занимались размещением рекламы в СМИ. Сегодня в приоритете – предложения по дизайну (16%), наружной рекламе (15,8 %) и интернет-рекламе -11%.
©Генерозова Е.М.
Предложений по производству видеороликов – 103, почти столько же – по почтовой рассылке. Предложений по рекламе на транспорте – 89, что 4,52%. И даже предложений по рекламе на надувных шарах и фигурах – 36. Явно, что “продуктовый портфель” рекламного рынка в Башкортостане полон тех предложений, которые пользуются спросом у родного Потребителя.
На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что рекламный рынок в Башкортостане представлен рекламными агентствами, которые относятся к категории «универсальные». Они имеют расширенный продуктовый портфель, т. е. ассортимент, поэтому называют себя агентствами полного цикла. Это спорное утверждение.
Во всем мире такие агентства имеют собственную производственную базу, обслуживают нескольких крупных клиентов от маркетинговых услуг (исследования, планирования) до распространения рекламы. Это, как правило, большие холдинги, а зачастую и дочерние предприятия самих фирм, которые работают по системе «планирование по результату».
К специализированным рекламным агентствам относятся те, которые выполняют только один или несколько видов услуг. Они в свою очередь подразделяются на производственные и творческие. К участникам рекламного рынка относятся также организации, которые являются средствами распространения рекламы, прежде всего, это СМИ. Но, к какому бы виду рекламное агентство себя не причисляло, самый важный участник – его Величество получатель рекламной информации, которую рекламист создает. А вы считаете, что это рекламодатель?
One thought on “Рекламный бизнес в Башкортостане.Ретро-взгляд в небесную даль…”