Эго-маркетинг. Что говорит твой внутренний голос? Tecт-кейс.
Эго-маркетинг — относительно новая для нас концепция управления своей жизнью. В литературе этот термин чаще всего известен как маркетинг личности , Self marketing или маркетинг самого себя, маркетинг рабочей силы. Понятие «эго-маркетинг» мне кажется более точным, потому что в планировании своей жизни непременно участвует ваше индивидуальное Эго.
Эго — ваш внутренний голос, который подсказывает, как поступать, каковы наши желания и потребности и что делать в разных ситуациях. Как говориться, тихо сам с собою я веду беседу… О чем? О том, что хочу, могу или надо. Эго — это ваша личная программа на “проживание” жизни, которая включает в себя ваши цели, потребности и страхи. Оно, как определили психологи, существует для того, чтобы выжить в этом мире, найти свое место в обществе и реализовать себя.
Эго-маркетинг – не просто другое отношение к планированию своей жизни, но, главное, иное отношение к самому себе и месту, которое вы в этой жизни решили или не решили занять.
Бывают ли иные концепции управления своей жизнью кроме эго-маркетига? Да, конечно. Например, жизнь по принципу «здесь и сейчас», в смысле, не думая о будущем. Другие варианты: «жизнь коротка, лови момент» или «как у всех», а то и «день прошел и ладно», «куда кривая вывезет». А можно “я свободный человек, буду делать только то, что нравится и хочу”.
Эго-маркетинг – это всегда ваш выбор между спросом и предложением рынка труда, с одной стороны, и осознанием своего места, статуса и предназначения, с другой. Выбор с учетом собственных возможностей и, разумеется, внешней среды.
Нравится или не нравится, что ты – Личность – становишься «продуктом» на рынке труда, но такова реальность рыночных отношений. Сегодня в водовороте рыночной стихии, если хочешь добиться благополучия, каждый час приходится доказывать, что ты не лишний на этом «празднике жизни». Конкуренция! Убеждать работодателя «купить» твои великолепные знания и потрясающие компетенции. Демонстрировать и hard,и soft. Доказывать, что ты гений в своем деле.
И это все, зачастую, сопровождается длительными беседами со своим внутренним голосом. Твое Эго, например, говорит «хочу». В смысле заниматься тем, что вы так любите, что даже готовы сами платить за это. А иной раз – «надо», потому что только за это и заплатят. Слушать свой внутренний голос можно бесконечно. Почему бы не поговорить с умным человеком?
Эго-маркетинг — договор с вашим внутренним голосом по выбору образа и модели деятельности на рынке труда. Это проект по самореализации, поэтому требует особенного подхода.
И я, с учетом немалого жизненного опыта, предлагаю посмотреть на него с выбора модели/стратегемы. По сути, я объединила и свела воедино известные классификации стратегий личности и идею китайских стратегем. Мне кажется, что термин стратегемы, в широком смысле слова более уместен для эго-маркетинга, чем стратегия. Одно дело, стратегия для предприятия в конкретных результатах и цифрах. Другое дело, индивидуальность личности, где критерием успеха служат Твои интересы, мотивы, потребности в жизни.
А вот стратегемы, как раз, и определяют то поле, на котором ты находишься, те моральные и социальные нормы, которым ты следуешь или которыми ты пренебрегаешь во имя достижения цели.
Эго-маркетинг : «Стратегемы подобны невидимым ножам, которые спрятаны в человеческом мозгу и сверкают,только тогда, когда их вздумаешь применить». [i]
Появлению термина мы обязаны китайской культуре. Напрямую их переводят, как «военные хитрости». И, действительно, по содержанию это так и есть. Но, исследуя происхождение и историю термина, я вдруг поймала себя на неожиданной мысли. Если прочитать все 36, то по форме они похожи на наши русские пословицы. Такие же образные, краткие изречения, которые содержат некую житейскую мудрость и назидательный смысл, чаще переносный, чем буквальный.
Например: «Ловить рыбу в мутной воде» (стратегема №20), «В покое ожидать утомленного врага» (стратегема №4), «Если хочешь что-нибудь поймать, сначала отпусти (стратегема №16). Тогда, я взяла на себя смелость и стала подбирать к моделям деятельности на рынке труда наши пословицы. По форме – стратегемы, по содержанию – наша вековая мудрость .Кстати, выяснила, что большинство из них не направлено на борьбу с врагом.
Не претендуя на абсолют, предлагаю и вам подключиться к подбору стратегем для выбора жизненной позиции на рынке труда. Провести своеобразный тест-кейс, чтобы выбрать свой инструмент для принятия решений.
Эго-маркетинг: классификация моделей деятельности на рынке труда и стратегем по-русски
Модель «Средний успех». Это выбор стабильности, как приоритета в жизни. Без взлетов и падений. Подразумевает примерно одинаковый доход на протяжении всей жизни, лишенный резких колебаний, не очень высокий, но и не низкий.
В данном случае необходимо подумать о таком вашем Продукте на продажу, как профессиональные знания, умения, навыки, дополнительные компетенции в необходимой работодателю сфере деятельности.
Эго-маркетинг : стратегемы модели
«Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет»
«Тише едешь – дальше будешь»
«Важно не то, какое кресло занимаешь, а на своем ли месте сидишь»
Модель «Устойчивый подъем». Наиболее эффективное и желаемое состояние карьеры личности в процессе ее жизненного цикла. Карьера – ключевое слово психологических потребностей, вашего Эго, а самореализация и есть успех вашей жизни.
Эго-маркетинг по данной модели предполагает отношение к себе, как к инвестиционному «продукту». Нужно «вкладываться» только в то, что может приносить реальный доход. Находиться в постоянной готовности к изменчивости рынка труда, не боится перемен, быть легким «на подъем» и непрерывно учится. Для поддержания кривой жизненного цикла требуется хорошая программа и чёткий контроль реализации. Если коротко, надо всегда находиться в “движении
Эго-маркетинг : стратегемы модели «Устойчивый подъем»
«Под кем лед трещит,а под нами ломиться»
«В дорогу идти – пятеры лапти сплести»
«Под лежач камень и вода не течет»
Модель «Головокружительная карьера. Типа «вспышка». Быстрое завоевание популярности и финансового успеха, такое же быстрое угасание. Тогда вам – в блогеры по продаже «успешного успеха» или в шоу-бизнес. Это для профессий, где имидж является смысловым ядром личного бренда. Продукт на продажу – специально сконструированный образ на основании потребностей целевой аудитории. Собственно, это и есть бренд. Технология брендинга личности рассматривается как инструмент продвижения .
Эго-маркетинг : стратегемы модели «Головокружительная карьера».
«Кто не рискует, тот не пьет шампанского»
«Любишь кататься, люби и саночки возить»
«После нас, хоть потоп»
К слову, китайска стратегема «Ловить рыбу в мутной воде » тоже подойдет. Под «мутной водой» подразумеваются человеческие страсти ,слабости и комплексы. Без технологий манипуляции такая модель редко обходится.
Модель «Запоздалое признание». Это когда человек на протяжении большей части своей жизни осознанно довольствовался средними или даже ниже средних доходами ради будущего успеха. Затем, в силу обстоятельств, или собственного саморазвития, начинает получать большее признание и соответствующие этому материальные выгоды. Эго требует признания как символа успеха! Такую модель можно увидеть у сугубо творческих людей. Ученые, изобретатели, писатели, люди искусства. Врочем, и у простых советских людей такая модель была популярной. Многие жили с мечтой о пенсии («вот тогда и заживем!»).
Эго-маркетинг : стратегемы модели «Запоздалое признание».
«Всему свое время»
«Будет и на нашей улице праздник»
И если вдруг в ходе прохождения данного тест-кейса, вы вдруг вспомните свою любимую пословицу. Из тех, что часто вспоминаете или повторяете для окружающих. Вполне возможно, что за этой пословицей и скрывается ваша стратегема, которую вам подсказывает ваш внутренний голос, ваше Эго. Слушать-не слушать – дело за вами.
[i] Харро фон Зенгер. Стратегемы. О китайском искусстве жить и выживать.Знаменитые 36 стратегем за три тысячелетия/Пер.с нем.Дыбо А.В.-М.: Издательская группа «Прогресс», «Культура», 1995