Чем PR – технологии личности отличаются от «личной суеты»?
PR-технологии личности – это зачастую совсем не то, что о них думает, знает или представляет обыкновенный человек.Как правило, он далек от знаний коммуникационного моделирования и конструирования репутации. А использовать “неведомое” бывает также опасно, как входить в воду, не зная броду.
Ведь вы не станете утверждать, что конструируете самолеты на основании того, что на них летаете? А еще, что вы строитель, потому что живете в доме и знаете, как можно поклеить обои? Но, у нас такое часто бывает. Быть педагогом, потому, что есть дети, врачом, потому, что все рецепты – в сети, рекламистом, потому, что смотрю рекламу по телевизору. А главное, быть пиарщиком в своей жизни уже потому, что везде “тусуешься” и не вылазишь из интернета.
Главным недостатком PR-технологии личности как коммуникационной технологии является непредсказуемый результат и отсроченный коммуникативный эффект, поэтому это бывает небезопасно.
Даже, если этим занимается профессионал, случается, что запланированная ответная реакция оборачивается c положительной на негативную. И только потому, что вы, например, просто не оправдали сиюминутных ожиданий и настроения публики. И это от вас не зависит. Иными словами, вы полагали, что созданное вами, событие ужасно интересно, а потом выяснилось, что только для вас и ваших родственников. И это еще хорошо.
Гораздо хуже, если ваше, как вы полагали, PR- событие оставило такое неизгладимое впечатление, что лучше, если бы его не было вообще.
PR-технологии личности применяются при определенных обстоятельствах и далеко не по всем целям. Эти технологии работают с такими тонкими материями и “потемками” человеческой души, как отношения, чувства, впечатления. В свое время PR-технологии появились на свет для управления и формирования общественного мнения.
Поэтому, если вы считаете, что вам надо «отпиариться» на корпоративе, то просто наденьте красивое платье и веселитесь от души. Это, конечно, поможет оставить о себе приятное впечатление. Но не более того. А быть “специально сконструированной личностью” для осуществления великих замыслов в публичной деятельности, думаю, не всякий готов, да и не всем это нужно.
PR-технологии личности – это специально сконструированные коммуникационные модели. Не всякое общение – это PR. Общение и коммуникации – разные явления.
Так почему же PR-технологии так яростно вошли в личную жизнь обычного человека?
- Замена плановой экономики на рыночные отношения изменила структуру трудовых взаимоотношений. Появился рынок труда. Если раньше людей называли нейтрально – «трудящиеся», то сегодня – это человеческий или трудовой ресурс. Там, где рынок, всегда есть конкуренция, а вопросы трудоустройства – личное дело каждого. Поэтому каждый, кто хочет занять достойное место вынужден сам заниматься своим продвижением и создавать свою репутацию, а PR – одна из его форм.
2. Рынок труда подразумевает, что человек должен иметь те компетенции, которые нужны работодателю, а не те, которые есть у вас. И что делать, если это пока не совпадает?
Многие интуитивно замещают недостаток компетенций преимуществами личности (исполнительность, обучаемость, инициативность, коммуникабельность и т.д.). А если опыта пока нет, преимуществ соответственно пока не появилось? Тогда в поисках своего места в деловой жизни человек тратит немало времени на знакомства, связи и отношения. По убеждению большинства именно они «решают все».Направив все свои усилия на создание имиджа и репутации, начинается суета под девизом “быть везде и быть всегда”.
3. Рыночные деловые отношения прагматичны и рациональны. Отношения на рынке труда требуют от человека качеств «рыночного продукта» – конкурентного преимущества, уникального предложения и репутации. Даже, если вам не нравится считать себя продуктом, вы вынуждены ради успеха в жизни принимать креативные решения. Система вынуждает.
Не отработанные по технологии PR-личности мероприятия я называю суетой. Суетой же считается все то, что тщетно, бесполезно, напрасно и не представляет особой ценности.
Ну, и как же не пиариться, если PR по определению – это и есть “связи с общественностью”? Да, действительно, жизненной необходимостью для человека являются его взаимоотношения и взаимодействие с обществом посредством коммуникаций. Это одна из причин, по которой обыкновенные человеческие отношения стали путать с PR-технологиями личности.
PR–технологии вошли в жизнь человека, потому что это форма коммуникации, целью которой является содействие установлению взаимопонимания между личностью, организацией и другими людьми посредством распространения разъяснительного материала, развития обмена (информацией) и оценки общественной реакции.
Из 365 определений PR, на мой взгляд, самые удачное – «архитектура взаимоотношений».
Ради установления взаимоотношений и взаимопонимания с окружающим миром деловой человек с утра до вечера пребывает в торопливых и бесконечных хлопотах: встречи, звонки, переговоры, мероприятия. Все бегом, все на бегу. В суете, одним словом.
Почему деловые отношения зачастую похожи на пустую суету? Потому, что в этой суете просто не остается времени на планирование, анализ своих целей и ожиданий, моделирование процессов управления. Потому, что когда цель ничто, а движение – все, все действия личности автоматически превращаются в пустую трату времени и суету.
PR–технологии личности отличаются от личной суеты тем, что это специально сконструированные по целям и задачам коммуникации.
Именно такие коммуникации нужны не всем и не всегда. Если вы не публичный человек и не собираетесь им стать, то живите себе спокойно, потому что ваши взаимоотношения в семье, с родителями, с начальником в большей степени подвержены законам психологии, чем теории коммуникации и PR–технологиям.
«Public relations — это планируемые продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией (личностью) и общественностью». Эта коммуникационная технология считается главной в создании репутации.
PR–технологии личности используют политики, государственные и общественные деятели в целях создания положительного и благоприятного образа и репутации в глазах избирателей и общества в целом. Преимущественно это технологии паблисити (в том числе и через интернет-канал), создание информационных поводов, организация и участие в специальных мероприятиях (пресс-конференция, круглый стол, митинги и т.п.).
PR–технологии личности необходимы представителям шоу-бизнеса в целях поддержки интереса публики к своей личности. Это зачастую информационные технологии «четырех С»: слухи, скандалы, сплетни, секс.
Деловому человеку, руководителю бизнеса PR– технологии личности нужны, если успех его бизнеса напрямую зависит от благоприятной внешней среды и общественного мнения, что требует публичности, а его личная репутация — нематериальный ресурс предприятия.
PR-технологии личности – это система правил, приемов, методов и коммуникационных «инструментов».
Под эту «раздачу» смыслов и значений попал и относительно новый для нас вид деятельности – public relations, паблик рилейшнз, связи с общественностью, пиар.
PR-технологии личности представляют собой управляемую коммуникационную систему. Система – от греч. «целое», составленное из частей, соединение, совокупность элементов, которые в своих взаимосвязях образуют целостность и единство.
Однако, по моим наблюдениям, под словом «отпиариться» многие подразумевают любые публичные действия человека, даже если это простое «здравствуйте, меня зовут (имя рек)». Поучаствовал в мероприятии, выступил или задал вопрос (привлек внимание), «засветился» на TV, мелькнув в толпе на экране, собрал «лайки» скандальным комментарием. А сколько иронии можно услышать в этом слове, когда его произносят окружающие вас люди! «Отпиарился» почему-то сейчас звучит осуждающе. Раньше таким же тоном произносили «выскочка».
В зависимости от различных типов публики, чье мнение важно для реализации стратегических бизнес-планов предприятия PR-технологиями личности могут быть:
Government relations — взаимодействие с властными структурами и выстраивание взаимодействия с лидерами мнений;
Investor relations — взаимоотношения с инвесторами;
Crisis management — управление процессом коммуникации в условиях кризиса;
Special Events — организация и проведение специальных мероприятий:
По каждому из этих направлений создаются специальные Проекты. Они включают управление информационным потоком и коммуникационно-информационной средой, созданием месседжа (а это не просто сообщение), выбираются каналы распространения информации. Только тогда можно получить результат в виде паблисцитного капитала, как нематериального актива и личности, и предприятия. Это и есть смысл и результат PR-технологии личности.
В зависимости от текущей ситуации, PR-технологии используют для создания или поддержки имиджа (репутации). В острой конкурентной борьбе нужны так называемые технологии анти-, и контррекламы, а также “отстройки конкурентов” (их часто называют “черным пиаром”).
PR-технологии личности, в отличие от личной суеты, – управляемая коммуникация и одно из направлений управленческой деятельности
Это управление информационным потоком между личностью и общественностью. По существу, это управленческие функции, сфокусированные на организации двустороннего общения и повышении пользы от взаимоотношений личности и общества, как в широком, так и в узком значении этого слова.
Построение эффективных связей деловой личности с общественностью, в общих чертах, заключается в том, чтобы передавать “сообщения”, отражающие цели организации, направленные на повышение прибыли и удовлетворяющие потребности аудитории.
Специалисты для управления коммуникациями используют модель Лассвэлла, который выделил пять наиболее значимых компонентов процесса коммуникации: Кто говорит? – Что сообщает? – Кому? – По какому каналу? – С каким эффектом? Отвечая на каждый из этих вопросов, можно составить себе представление об элементах управления коммуникационным процессом.
PR– технологии личности осуществляются на основе Проекта, суета которому противопоказана
Проект по организации коммуникационной деятельности деловой личности, нацелен на взаимодействие с людьми в интересах дела и организации. В работе над проектом коммуникационной деятельности личности можно использовать признанную в мировой практике систему RACE:
R – research (исследование: анализ и постановка задачи),
A-action (действие: разработка программы),
С – сommunication (составление информационной стратегии)
E – evaluation (оценка: определение результатов, внесение корректив).
Проект по реализации PR- технологий личности не предполагает случайных встреч, бесед, переговоров, событий и мероприятий. И в этом его главное отличие от личной суеты.
2 thoughts on “Чем PR – технологии личности отличаются от «личной суеты»?”