Конкурентное поведение. Может ли “лопух” победить “эдельвейс”?
Конкурентное поведение человека проявляется в ситуации соревнования с другими людьми. Как правило, все действия в этом случае направлены на то, чтобы выиграть это соревнование и превзойти этих людей.
Конкурентное поведение – это не только ваша позиция по отношению к своим конкурентам в мире бизнеса, но и деловая невербальная коммуникация – схема вашего поведения на рынке.
Даже, если вы занимаете позицию «конкурентов не замечать», это не исключает выбора вашего собственного конкурентного поведения, от которого зачастую зависит результат бизнеса. Главное – правильно выбрать. Поможет ускорить выбор конкурентного поведения – биологический подход к классификации конкурентного поведения, который сегодня широко используется специалистами для классификации компаний и соответствующих конкурентных стратегий.
Знание своего типа конкурентного поведения позволяет:
- Сохранить на длительную перспективу свое положение на рынке в соответствии со своими ресурсами и возможностями;
- Осуществлять мероприятия, направленные на создание новых элементов деловых отношений, которые обеспечивали бы преимущество над конкурентами (креативный подход);
- Приспосабливаться к действиям конкурента;
- Определить маркетинговые цели, стратегии, маркетинговый план в целом и рекламную стратегию, в частности.
Рыночные отношения живут по законам Ее Величества Природы. А у Природы всегда есть чему учиться, потому, что не только в жизни, но даже в бизнесе мы остаемся ее частью.
Оказывается, конкурентное поведение в рыночных отношениях может быть аналогично биологической жизни растительного мира в географическом ландшафте. Все началось с открытия, которое сделал в 1938 году отечественный ученый Леонтий Григорьевич Раменский, доктор биологических наук, геоботаник, эколог растений и географ.Он разделил все виды растений по типу стратегии выживания при разных затратах энергии на «возрождение» и их адаптации к различным условиям среды.
Раменский считал, что каждый вид индивидуально распределён в пространстве и по-своему приходит и уходит из сообщества при его изменении, растительность — это непрерывное явление, многомерный непрерывный объект. Именно поэтому он и стал прототипом рыночных отношений.
Типы стратегии жизни (типы поведения) организмов в природе экономисты позже положили в основу классификации типов компаний по конкурентному поведению в рыночных отношениях.
Раменский разделил все виды растений на три «ценотипа» (к тому времени термин «стратегия» еще не вошел в обиход экологов) – виолентов, патиентов и эксплерентов и дал им емкие образные эпитеты – «львы», «верблюды», «шакалы» растительного мира. Затем эту теорию «переоткрыл» Дж. Грайма (Grime, 1979). Сегодня эту схему конкурентного поведения называют «система Раменского – Грайма».
Виолентная (силовая) стратегия конкурентного поведения.
Виолент — силовик, «лев» растительного мира.
Виоленты в фитоценозах — явные доминанты. Таковы, например, крапива двудомная (Urtica dioica), иван-чай (Chcimaenerion angustifolium), тростник (Phragmites australis) в дельтах рек. Виоленты произрастают в благоприятных условиях (полное обеспечение водой, элементами питания, теплом). Процветают только при значительном количестве ресурсов, а при ухудшении условий (высыхание и обеднение почвы, засоление, затенение и т.д.) погибают.
Конкурентное преимущество: мощность, которая выражается в захвате территории и удержании ее за собой, подавляя соперников энергией жизнедеятельности и полнотой использования ресурсов.
Компании – виоленты реализуют стратегию внедрения инноваций в совершенствование технологии, организации производства, труда и управления. Неудачниками становятся фирмы, не внедрившие своевременно инновации в продукт и процессы. Как только такие фирмы останавливаются в развитии, теряют ресурсы — рынок в соответствии с объективным законом конкуренции их вытеснит. Эти компании обречены на вечную борьбу за ресурсы и лидерство.
Патиентная (нишевая) стратегия конкурентного поведения.
Патиенты — «выносливцы», «верблюды» растительного мира.
Обитают в стрессовых условиях, ограничивающих образование биомассы. Это растения тундр, пустынь, солончаков, высокогорий и пещер, характерная особенность которых — жесткая экономия и обеспечение жизнедеятельности за счет самых ограниченных ресурсов.
Конкурентное преимущество: выносливость (способность к выживанию в крайних, суровых условиях, постоянных или временных).
Эта стратегия может быть принята в качестве предпринимательской философии для малого и среднего бизнеса. Она призывает не бороться напрямую с ведущими корпорациями, а выискивать недоступные для них сферы деятельности. Такой подход серьезно повышает шансы «слабого» в соперничестве с сильными.
При специализированном производстве запас конкурентоспособности товара возникает в основном благодаря высокой потребительской ценности товара. Компании – патиенту (нишевику) ее постоянно определять и доказывать.
Эксплерентная (пионерская) стратегия конкурентного поведения.
Эксплерент — рудерал, «бродяга», «шакал» растительного мира.
Эти растения характеризуются непродолжительным периодом жизни, высокой морфологической пластичностью, способностью образовывать в условиях стресса карликовые формы. Большинство эксплерентов — однолетники или малолетники с высокими репродуктивным усилием.
Конкурентное преимущество: способность к быстрому захвату освободившихся вследствие изменения внешних условий экологических ниш.
Из рассмотренных стратегий наиболее рискованной является стратегия эксплерентов, так как приходится решать двойную задачу: для выживания одновременно повышать качество товаров и снижать их себестоимость. Чтобы удержаться в данном сегменте рынка при отсутствии возможности совершенствования технологии или организации производства, фирме часто приходится идти на снижение цены товара и уменьшение доли прибыли.
Намечая направление своего развития, каждой фирме приходится решать две принципиальные задачи: во-первых, самокритично определить свое положение на рынке и, во-вторых, подчинить все стороны своей деятельности тем правилам конкурентного поведения, которые диктуют обстоятельства.
Всем известно, что эдельвейс растет только высоко в горах, а лопух “захватывает” наши огороды.Вы можете стать на рынке редким растением, заняв определенную нишу, ту, где до вас добраться не легко. А можете стать “лопухом”, мгновенно, если позволят ресурсы, захватив свободное пространство, жить в постоянном стрессе до тех пор пока вас не вытеснят или “прополят”, чтобы освободить рыночное пространство для более полезных или важных культур.
Источники:
Березина Н.А.. Экология растений: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений. 2009
Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова.Основы общей экологии.Учебное пособие. М.: Университетская книга, 2005.
Р.А.Фатхутдинов. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 6-е издание. – СПб.: Питер,2015. – 448с.