Башкирская реклама. Пути-дороги или как не пропустить поворот?
О том, как башкирская реклама и рекламный рынок обретают новый вектор движения, рассказывает генеральный директор рекламно-производственного холдинга «Виртуал» Виталий Дондик. Полагаем, что его мнение положит начало дискуссии в профессиональной среде.
– Для того, чтобы говорить о новом векторе в истории башкирской рекламы, наверное, нужно вспомнить начало пути? Ведь поворот может быть только на пути, а не сам по себе…
– Для всех, кто начал заниматься рекламой, как мы, в 1997 году, весь путь состоял из одних «поворотов» и зигзагов. Нашей изначальной целью деятельности не был рекламный рынок. Мы занимались совсем другим, и это требовало от нас собственной печатной рекламы. Заказывать ее приходилось в других городах, потому что никакой полиграфической базы в Уфе практически не было, так же, как и рекламных услуг, а главное – заказчиков. Отставание от других регионов, например, Екатеринбурга, было очень серьезным – лет на 5-6. Это, кстати, чтобы стало понятней, были времена первого и единственного в городе супермаркета – «Заря». В 98-м наше основное направление деятельности приказало долго жить из-за взлета курса доллара, а полиграфическое, на наше удивление, стало набирать популярность.
Рекламный рынок в Башкортостане начинался – с ксерокса, который тогда был крайней редкостью…
Обычное копирование стоило аж 3 рубля, по курсу – 0,5 доллара! Мы не стали жадничать, посчитали себестоимость и поставили 40 копеек. Сегодня бы сказали, что мы вышли на рынок «с низкой ценой и высоким качеством». К нам стали приезжать из всех районов Башкортостана. Конкуренты, кстати, тоже приезжали «разбираться». Потом мы потихонечку стали наращивать нашу производственную базу для оперативной полиграфии: от ксерокса к ризографу, от цветного струйного принтера – к лазерному. Этот путь на рынке башкирской рекламы прошли многие, но все километры уже позади.
Сегодня у нас в республике очень плотный конкурентный рынок полиграфических услуг. Я бы сказал, что он перенасыщен. Эра производственного маркетинга башкирского рекламного рынка – наращивание производственных мощностей в полиграфии – закончилась.
Соответственно высок и уровень конкуренции, которая и определяет новый вектор развития башкирской рекламы, в нашем случае – печатной рекламы.
Сегодня, пожалуй, в Уфе нет ни одной не занятой ниши, обслуживающей любую фантазию рекламодателя. И это относится не только к печатной рекламе, но и к производству наружной, а также сувенирной и т.д. Мы, например, давно уже перестроили свою типографию в рекламно производственный холдинг, и кроме чисто производственной деятельности занялись рекламной и маркетинговой, вот даже аромо-маркетинг на рынок Уфы внедрили.
– Если рынок производственных мощностей для печатной рекламной продукции перенасыщен, то по определению его ожидает сокращение… Или вы знаете тот самый «поворот», который сделает продолжение вашего пути возможным?
– Ну, это каждый для себя сам решает, исходя из своих возможностей – кому направо, кому налево. Поскольку мы работаем давно, а когда начинали, то ни о каком маркетинге наши потребители не знали, мы интуитивно, с одной стороны, следовали за спросом, с другой – старались его опережать.
Даже когда просто прайс- листы печатали, уговаривали заказчиков: «Давайте сделаем не простой листочек, а чтобы как-то выделялся, отличался от других». В ответ слышали: «Нас и так все знают, Уфа – город маленький». Сейчас, к слову, этих фирм уже нет.
Когда удавалось уговорить заказчика, и рекламную идею придумывали, и тексты, и слоганы, а то и фирменный знак. Часто – за свой счет. Для первых потребителей очередной нашей новой услуги использовали доводы «будьте первыми». И когда после наших уговоров заказчик прибегал к нам с горящими глазами «сработало!», мы считали это главным результатом.
– Мне кажется, одним из самых спорных вопросов в нашей рекламной среде сегодня является вопрос о том, что принимать за результат. Многие считают, что, если то, что они сделали, понравилось рекламодателю, то это и есть эффективность рекламы…
– По моим наблюдениям, рекламодатель начал стремительно меняться…Да, по-прежнему среди них немало руководителей, которые заказывают рекламу по своему вкусу, считают, что они и в этом деле мастера («жене нравится»), любят заниматься творчеством, видят в этом способ самовыражения («сам придумал!»). Таких не собьешь. По-прежнему, многие экономят на маркетологах, дизайнерах, фотографах и думают, что дешево – это и есть для них результат. Но все больше тех, и это, как правило, люди другого, нового поколения и образования, кто требует, чтобы их печатная реклама вызывала ответную реакцию потребителя. И таких рекламодателей с каждым годом становится все больше.
В совокупном объеме числа наши заказчиков (потребителей) растет число специализированных рекламных агентств, для которых мы просто производственники, которые воплощают их рекламные идеи. Сегодня это около 30%
Они приносят оригинал-макеты, выверенные по целевой аудитории, графически грамотные. Вот вам и сигнал того, что потребность в рекламе, которая «работает», растет. Вот вам и новый «поворот». Заметив эту тенденцию, мы открыли свою дизайн-студию, которая, к слову, делает работы, даже если у нас они не печатаются. И миссию нашего холдинга сменили: «Мы делаем Ваш бренд сильнее». Если у заказчика нет брифа, помогаем его составить.
Мы считаем, что просто высокое качество печати – это сегодня норма. Конкурентное преимущество современной полиграфической фирмы – это креатив…
Та самая творческая и созидательная составляющая, которая приводит потребителя к той цели, к которой он стремиться в своем бизнесе.Зметив такой “поворот”, мы от фирмы по полиграфическому производству перешли к рекламно-производственному холдингу.
«Агентства полного цикла» или фирмы по производству рекламы? Кто станет главным в «доме» рекламодателя?
– А не кажется ли вам, что вы зашли на чужое поле? Поле специализированных рекламных агентств, которые производят интеллектуальный продукт – концепции, идеи, бренды, рекламные кампании?
– Это тот самый случай, когда рынок все расставит по своим местам. Сейчас мы наблюдаем разнонаправленное движение. Пока это только споры. На мой взгляд, победит тот, кто готов «подписаться» под результатом рекламной кампании заказчика. И ему неважно, кто это будет.
Если оглянуться назад, то в самом начале вообще главными были фотографы и дизайнеры. Большая редкость по тем временам. Это они приносили нам заказы на буклеты и не только. А если прибавить к этому и полное отсутствие рекламы у тех, кто ею занимался, именно фотографы были носителями информации и идей, потому, что ближе всех были к заказчику в отсутствии Интернета. Сегодня главным все чаще становиться маркетинговая служба предприятия или сам руководитель. Выбор за ними, а информация о рекламных услугах в открытом доступе.
На нашем рекламном рынке настала новая эра – эра Потребителя. Это он становится Королем, который может всех нас уволить…
– А не кажется ли вам, что король у нас сегодня Интернет и особенно Интернет-реклама?
– Да, мы наблюдаем рост ее популярности. Для поиска первичной информации интернет действительно вышел на первый план, а с улучшением качества мобильного интернета реклама стала еще ближе к потребителю, поэтому кажется самой удобной. Но, как и любой другой канал по распространению массовой информации, он имеет свои преимущества и недостатки. К преимуществам Интернета можно отнести оперативность управления рекламной кампанией, более низкую стоимость контакта, по сравнению с другими рекламоносителями. Но недостатки Интернета в том, что это моментальное сообщение с качеством сиюминутности, которое содержит немало ловушек, много «мусора», как полезной, так еще и больше бесполезной информации. В интернете слишком много отвлекающих факторов, которые рассеивают внимание потребителя.
Печатная реклама – всегда была признаком основательности и серьезности фирмы, ее успешности, стабильности, если хотите. Она через ассоциации, визуализацию эмоций может заинтересовать, убедить, а главное, печатная реклама концентрирует внимание, дает возможность переосмыслить содержание.
С точки зрения растущей потребности в эффективности рекламы, выбор канала зависит от того результата, который хочет получить рекламодатель.