«Словарь заблуждений». Пролог. О том, как значения слов наполняют жизнь новым смыслом.
Известная фраза классика «мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…» звучит сегодня очень актуально. Именно так мы и учимся. На ходу. На лету. На тренинг-шоу. А в основном – путем собственных проб и ошибок. Хороший способ, только долгий очень.В последнее время таким же модным стало «учиться на практике». На мой взгляд, все это вместе взятое и является природой многих заблуждений в отношении смысла слов, а в конечном итоге и смысла того, что мы делаем.Заблуждение – наш трудный и долгий путь к познанию.
Заблуждение – ложное мнение (словарь С.И. Ожегова). Ничто так не тормозит развитие личности, как абсолютная вера в свои заблуждения…
Собственную практику мы ценим превыше всего, потому что она стоит нам слишком дорого.
Чем больше разница между вашим личным представлением о чем-либо и его истинным значением, тем больше в вашей жизни безрезультативных действий и непонимания со стороны окружающих.
Это легко можно объяснить, выполнив простое упражнение, которое я часто делала на занятиях по теории коммуникаций. Я предлагала слушателям мысленно представить себе предмет под названием «стул», а потом спрашивала: «Какой стул вы представили в своем воображении?». И тут выяснялось, что вариантов было множество: деревянный, кресло, табуретка, «то, на чем сижу»…
Один вариант запомнился особо. Мужчина зрелых лет показал руками нечто похожее на силуэт женщины с «плавными формами». Он ничего при этом не сказал, но все засмеялись. И скорее всего не потому, что он «изобразил» старинный вариант так называемого «венского стула», спинка которого действительно имеет плавную округленную форму.
Вот так мы обмениваемся не значениями слов, а нашими представлениями о них. Причем, делаем это всегда. И если в значение какого-либо слова ваш собеседник вкладывает другой, отличный от вашего смысл, возникает барьер непонимания с непредсказуемыми последствиями. А если бы я попросила представить более сложные, не предметы (стул), а процессы, явления, технологии? Часто причиной непонимания становиться заблуждение, что коммуникация и общение – это одно и тоже, а общаемся только тогда, когда сами хотим.
Допустим, личные заблуждения о представлении бытовых предметов можно как-то пережить.
Уточнить, переспросить…А если понятия имеют отношение к работе, карьере, доходу? Это заблуждение, что слушатель понимает ваши слова, так же, как и вы. Он принимает значения слов, которые определяются только его опытом и восприятием.
Что надо знать, чтобы не заблудиться в дремучем лесу человеческих отношений?
Представьте, например, что в муках творчества, после двадцати чашек кофе и трех бессонных ночей, вы создали сценарий презентации. И это, конечно, шедевр. А Заказчик работу не принимает. И конечно, «он сам не знает, что хочет». А вы, соответственно непризнанный гений со всеми вытекающими отсюда последствиями.
На самом деле, ваши личные представления, личное мнение о технологии организации презентаций, да и многих других деловых коммуникаций , являясь невольным заблуждением, вступили в противоречие с объективными законами эффективного коммуникационного процесса.
Так же, как по законам физики летают самолеты и строятся дома, по законам коммуникации живет весь мир, все человечество и вы. Даже, если об этом не догадываетесь.
Наука коммуникативистика появилась в Америке в 60-е годы прошлого века. Как и полагается науке, она проанализировала формы, способы, механизмы, процессы, закономерности взаимодействия между людьми, чтобы облегчить человеческое сосуществование. Ведь коммуникации – специфическая форма взаимодействия людей в процессе их жизнедеятельности. И незнание законов коммуникации не освобождает нас от ответственности за результат.
Ничто, на мой взгляд, так не тормозит деловые отношения, как заблуждения относительно понятий общение и коммуникация. Помните известное выражение «счастье – это когда тебя понимают»?
Тем, кто признает, что личное счастье строит сам человек, догадываются, что и процесс общения с окружающим миром не так прост, как кажется.
Если вы находитесь в плену заблуждений относительно понятий имидж и репутация, считая, что это не связанные между собой технологии, то бренда вы никогда не создадите. Максимум – нейминг. Минимум – «прикольненький» образ, чтобы привлечь внимание типа жирафа, который в «образе банка» гулял как-то по Уфе. Кстати, банка этого уже нет – лицензию отозвали. Не за жирафа, конечно, а потому, что так себя «видел».
Уже 25 лет как мы вступили в эпоху рыночных отношений, и соответственно открыли для себя новую эру (не менее значимую, чем космическая), но маркетинг для многих и до сих пор – НЛО. Этакий пришелец, имя которого можно произносить с «иностранным прононсом», делая ударение почему-то на первом слоге.
Больше всего удивляет, что рекламисты, которые являются частью этой концепцией управления рыночными отношениями, упорно не признают маркетинг в рекламе. Вот поэтому не удивительно, что планирование рекламных кампаний для многих молодых «продвиженцев» начинается со слов целевая аудитория, а никак не с брифа на основе маркетинговой стратегии предприятия.
Также не удивительно и то, что главная цель рекламной кампании для многих рекламистов – «понравиться заказчику», что, конечно, важно. Но по существу – просто «маркетинг сделки». Без перспектив.
Цепочка личных заблуждений относительно знаний, наработанных мировой бизнес-практикой за вековую историю, представляет собой изначально неправильно выбранную дорогу, которая приводит либо в тупик, либо «в никуда».
Так, не заметив нюансов процесса, при котором потребитель и поведение потребителя – это поведение Короля, а не просто целевой аудитории, вы «набрасываетесь» на него с криками «Ату, его, ату!».
Ну и, конечно, апофеозом логической цепочки заблуждений становятся деловые переговоры. По моим наблюдениям, все только и занимаются тем, что ищут какие-то особые «секреты» манипуляции, тренируются в приемах, готовятся к борьбе или осаде.. А вот классики, авторы книги, выдержавшей 16 изданий, переведенной более чем в 30 странах мира, считают, что деловые переговоры – это путь к согласию. И это уже искусство. Искусство принимать креативные решения и управлять коммуникационным процессом.
Наше стремительное революционное вхождение в рынок не оставляло, порой, ни возможностей, ни времени, ни желания погрузиться в теорию.
Знаю это по собственному опыту. В 90-е мы рынок изучали не по учебникам. Их просто не было. И нам простительно было делать ошибки, падать и подниматься, заблуждаться и наивно верить. Заблуждение было нашим постоянным спутником. Спасал оптимизм, жизненная необходимость, а для некоторых и просто отсутствие выбора иного, не рыночного пути.
Идея составить «Словарь заблуждений» по отношению к новым понятиям рыночной действительности родилась в результате 20-летней бизнес-практики в сфере рекламы, PR и других коммуникационных технологий. Преподавательская же деятельность помогла переосмыслить собстенную практику теорией.
Прочитав горы специальной, в основном переводной литературы, через призму своего прошедшего опыта, я прошла путь интересных личных открытий. Не у каждого может случиться такая счастливая возможность – остановиться, оглянуться.
И теперь, я это точно знаю, что переосмысление и работу над ошибками лучше делать сразу в процессе своей деятельности, не откладывая на «потом». Чтобы, как говориться, не было мучительно больно… За упущенный шансы, за нереализованные возможности и неоправданные ожидания… В путь!